Независимая сертификация
Для решения задач модернизации экономики страны требуется наличие высококвалифицированного персонала. В связи с этим одним из важнейших становится вопрос об оценке реальной квалификации работника. В сложившихся условиях наиболее перспективный путь решения данного вопроса лежит в русле создания системы независимой оценки и сертификации выпускников и персонала, и частью этой системы должна стать оценка и сертификация выпускников учреждений профессионального образования и других категорий граждан, прошедших обучение в различных формах. В связи с этим необходимо создать сеть независимых организаций, обеспечивающих такую оценку, в том числе региональные системы. Целями их создания являются:
- содействие выстраиванию в Кыргызстане независимой системы оценки профессиональной квалификации выпускников и персонала на основе компетентностного подхода, принятого в экономически развитых странах;
- объединение в рамках государственно-частного партнерства усилий государственных и негосударственных структур по разработке единых требований к фактической квалификации персонала, востребованного работодателями;
- содействие созданию структур и организаций, обеспечивающих функционирование независимой системы оценки и сертификации профессиональной квалификации кадров, обеспечение согласованности действий этих структур и организаций;
Тезис о том, что профессиональное образование должно не только соответствовать потребностям и тенденциям развития экономики, но и опережать их, быть основой социально-экономического развития, является непреложным.
С 2015 года Торгово-промышленная палата Кыргызской Республики совместно с компанией GIZ-GOPA проводит работу, направленную на развитие системы независимой сертификации профессиональных компетенций в Кыргызской Республике.
Мы рассматриваем сертификацию как подтверждение компетентным органом, что продемонстрированные результаты обучения соответствуют требованиям установленного стандарта. Смысл сертификации определяется возможностью подтвердить имеющуюся компетенцию и получить официально признаваемый сертификат. Цель сертификации: выявить, что человек знает, понимает и умеет делать, оценить эти результаты, соотнести с национальной рамкой квалификаций и профессиональными стандартами в данной области деятельности, принять решение о присуждении профессиональной квалификации и выдаче соответствующего сертификата.
-
обеспечит гражданам КР расширение возможностей трудоустройства и конкурентоспособность на рынке труда, будет стимулировать интерес к продолжению образования и обучения;
-
повысит потенциал предприятий в сфере управления человеческими ресурсами;
-
оптимизирует затраты на обучение персонала;
-
государству обеспечит снижение уровня и сокращение периода безработицы, повышение эффективности образования и обучения и содействие решению экономических задач, уменьшение затрат на образование.
Инструментарием оценки профессиональных компетенций является проверка практических и теоретических знаний и умений в соответствии с квалификационными уровнями. Проверка профессиональных способностей в соответствии с квалификационными уровнями осуществляется в системе тестового контроля для каждого уровня либо в системе комплексных практических заданий на основе профессионального стандарта.
- снижение уровня и сокращение периода безработицы;
- повышение эффективности образования и обучения и содействие решению экономических задач;
- сокращение затрат на профессиональное образование;
- предоставление гражданам равных возможностей получения квалификации;
- облегчение процесса перехода от обучения к трудовой деятельности и от трудовой деятельности к продолжению обучения;
- стимулирование сотрудничества заинтересованных сторон (работников, работодателей, служб занятости);
- получение сертификата без обучения в учебном заведении, подтверждающего профессиональные знания владения профессией;
- расширение возможностей трудоустройства повышение конкурентоспособности на рынке труда;
- стимулирование интереса к продолжению образования и обучения;
- повышение потенциала в сфере управления человеческими ресурсами;
- оптимизация затрат на обучение персонала.